Лучший креативный проект индустриального сектора

О номинации

Инициатива или проект, реализуемый на стыке двух сфер: индустриальной и творческой, технологической и креативной. Проекты, инициированные промышленными компаниями с использованием креативных практик, во взаимодействии с профильными специалистами.

ШОРТ-ЛИСТ
И ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ

Open Innovations Startup Tour (НЛМК/Сколково)
Лауреат премии Russian Creative Awards 2021
Описание проекта/вклад лица в развитие креативных индустрий

Стартап-тур «Открытые инновации» проводится с 2011 года и является самым масштабным и продолжительным проектом в России в области популяризации технологического предпринимательства, выявления перспективных инновационных проектов и вовлечения их в инновационную экосистему России и мира. Проект проводится в формате роуд-шоу с целью развития региональных инвестиционных сообществ, технопарков и венчурного бизнеса. В мероприятии принимают участие лучшие эксперты рынка – известные бизнесмены, менторы, бизнес-ангелы, представители венчурных фондов, ведущие технологические эксперты. Благодаря Стартап-туру технологические предприниматели получают шанс продемонстрировать им свой проект, прогнать его через весь цикл экспертных мнений и доработать на основании полученных рекомендаций. Стартап-тур включает в себя конкурс технологических проектов, а также большую образовательную и конференционную программы. В рамках тура проходят сессии о глобальных тенденциях и международных практиках, тренинги для развития компетенций начинающих стартап-команд, реализующих проекты в сфере высоких технологий. За 10 лет существования мероприятия Стартап-тура посетили более 100 тысяч участников, более 15 тысяч предпринимателей приняли участие в конкурсе Стартап-тура, индивидуальных и групповых менторских сессиях. Несмотря на то, что основные задачи стартап-тура лежат в области технологического предпринимательства, в разные годы в рамках проекта делались акценты и на развитие женского предпринимательства, и на поддержку детских технологических проектов, и на продвижение креативных проектов.

Основные достижения в 2020-2021 годах

В 2020 году в связи с пандемией, проект успел реализоваться лишь в 7 городах. Его посетило более 5300 посетителей, в конкурсе приняло участие более 800 проектов, проведено более 250 индивидуальных менторских сессий. В связи с невозможностью проведения мероприятия в традиционном формате из-за ограничений в связи с пандемией, в 2021 году мероприятие прошло полностью в онлайн формате, что позволило на порядок повысить количество посетителей мероприятия – более 51 тысячи уникальных зрителей! На конкурс поступило более 1100 заявок, из которых для очного онлайн участия было отобрано 120 проектов участвовали в конкурсе очно. Было проведено более 440 индивидуальных и групповых менторских сессий. Общее количество просмотров превысило 80 тысяч.

Интересные факты о проекте/человеке

Проект Стартап-тур «Открытые инновации» является самым масштабным и продолжительным проектом в России и странах СНГ. За 10 лет существования мероприятия Стартап-тура посетили более 100 тысяч участников, более 15 тысяч предпринимателей приняли участие в конкурсе Стартап-тура, индивидуальных и групповых менторских сессиях. В 2021 году Стартап-тур «Открытые инновации» впервые прошел полностью в онлайн-формате, что позволило существенным образом увеличить количество вовлеченных в мероприятие человек – онлайн-посетителями мероприятия стало более 50 000 человек. Бессменным лидером и героем мероприятия является финский инвестор, бизнесмен, «бульдозер», «папа-Пеккушка» - Пекка Вильякайнен, который начиная с 2013 года активно участвует в нашем мероприятии, проехал более 100 городов лично. Он стал визитной карточкой нашего проекта, ролевой моделью для технологических предпринимателей со всей страны. Стартап-тур для многих проектов является социальным лифтом, трамплином в технологический мир: стартуя в конкурсе Стартап-тура, менторских сессий, бесед с экспертами, проекты двигаются на конкурсы федерального уровня, привлекают инвестиции, становятся участниками экосистемы Сколково и других институтов развития, выходят на международные рынки. Начиная в 2021 года на платформе Стартап-тура размещают свои карточки технологические проекты. Таким образом, Стартап-тур станет самым масштабным маркетплейсом для технологических стартапов со всей страны.

Выставочный проект Московского музея дизайна «Фантастик пластик»
Номинант премии Russian Creative Awards 2021
Описание проекта/вклад лица в развитие креативных индустрий

Выставочный и просветительский проект ФАНТАСТИК ПЛАСТИК о дизайне из переработанного пластика – совместный проект компании СИБУР, крупнейшего в России производителя полимеров, и Московского музея дизайна, который выступил куратором и организатором выставки. ФАНТАСТИК ПЛАСТИК посвящен актуальной во всем мире проблеме экологического дизайна и переработки пластиковых отходов. Важно поднимать эту тему в России, где сортировка мусора и повторное использование пластика пока на начальном этапе. Вторичный пластик для России — все еще новый, недостаточно освоенный материал, в то время, как в мире уже накоплен большой опыт по его использованию. Этот проект рассказывает широкой публике о возможностях пластиковой переработки, показывает технологии работы с этим инновационным материалом. Экспозиция выставки ФАНТАСТИК ПЛАСТИК уникальна своим масштабом, географией и многообразием представленных работ. Кураторы показали очень разные предметы из переработанного пластика: одежду, мебель, посуду, сумки, игрушки, арт-объекты. В общей сложности – около 300 вещей, которые создали 40 дизайнеров и дизайн-мастерских со всего мира: из Нидерландов, Германии, Австрии, Дании, Италии, Бельгии, Финляндии, Швейцарии, США, Норвегии, Австралии, России. Впервые подобная выставка была показана в стенах одного из главных федеральных музеев — в залах Новой Третьяковки. Это исключительно важный факт, поднимающий экологическую повестку на новый уровень. Столь авторитетная локация повышает престиж и ценность сортировки мусора, дальнейшей его переработки, способствует продвижению экологического подхода в дизайне в целом. Широкая публика, в том числе молодежь и дети, смогли убедиться, что сортировка и переработка пластиковых отходов эффективна, перспективна и может давать потрясающие результаты. Этот проект исключительно важен для поддержки российской дизайн-индустрии. Выставка способствует развитию местных локальных дизайн-производств. Показывает эффектные и вдохновляющие примеры того, как пластик обретает вторую жизнь. Благодаря экспозиции, экскурсиям, лекционной программе молодые дизайнеры и предприниматели смогли увидеть в пластиковых отходах ценный ресурс, узнать больше о методах и технологиях работы с этим материалом. Отечественные дизайнеры, уже использующие переработанный пластик, смогли показать свои работы широкой публике на ведущей площадке страны -- в стенах Новой Третьяковки, тем самым повысить статус своих работ и интерес к ним. ФАНТАСТИК-ПЛАСТИК — первый путешествующий проект по экологичному дизайну. Не только столица, но и регионы имеют возможность познакомиться с экспозицией. Для многих городов выставка о пластиковом ресайклинге — совершенно новый опыт. Выставка уже была показана в городах присутствия компании СИБУР: Перми, Уфе, Нижнем Новгороде, Воронеже. Ее расширенная версия прошла в Государственной Третьяковской галерее (Западное крыло Новой Третьяковки, Московский музей дизайна). В настоящее время турне по России продолжается. Сейчас выставку показывают в Тобольске, в декабре 2021 она отправится в Томск, в 2022 году запланировано ее экспонирование в Омске. Важно, что вход на выставку, экскурсии, лекции во всех городах бесплатный.

Основные достижения в 2020-2021 годах

Крупнейшая из когда-либо проходивших в России выставок о возможностях переработанного пластика в дизайн-индустрии. Только московскую экспозицию (с 2.10.2020 до 30.05.2021) посетило 87 000 человек. Выставка получила позитивный отклик в прессе, среди профессионалов, стала обладателем награды Московского урбанистического форума, получила премию GLAMOUR ECO AWARDS. Организована большая образовательная программа. Во время московской выставки прошли десятки бесплатных лекций и экскурсий. Своим опытом работы с вторичными пластмассами делились западные и российские дизайнеры. Экоактивисты рассказывали, как сделать быт более экологичным и внедрить сортировку пластика в собственную жизнь. Специальные детские экскурсии в увлекательной форме учили ответственному отношению к ресурсам Земли новое поколение. К выставке в Москве был выпущен каталог на русском языке. В него вошло больше объектов, чем представлено на выставке. Кроме того, при поддержке Культурного центра Посольства Королевства Нидерландов было переведено и издано голландское справочное руководство «Проектирование из вторично переработанных пластмасс».

Интересные факты о проекте/человеке

Московский музей дизайна — первый в России музей, посвященный дизайну, существует уже 12 лет. С 2019 года располагается в стенах Новой Третьяковской галереи. ФАНТАСТИК-ПЛАСТИК — первый путешествующий проект по экологичному дизайну. Выставка уже была показана в городах присутствия компании СИБУР: Перми, Уфе, Нижнем Новгороде, Воронеже, Москве. Сейчас выставку показывают в Тобольске, в декабре 2021 она отправится в Томск, в 2022 году запланировано ее экспонирование в Омске. Австрийский Грац также принимал экспортную версию выставки. В регионах посещение выставки и образовательной программы бесплатно.

Арт-резиденция 6-Уральской биеннале современного искусства (Магнезит)
Номинант премии Russian Creative Awards 2021
Описание проекта/вклад лица в развитие креативных индустрий

Малый уральский моногород Сатка является постоянной арт-резиденцией Уральской индустриальной биеннале современного искусства с 2015 года. В 2021 году Сатка вновь стала арт-резиденцией для двух российских художников – участников 6-й Уральской биеннале. Московский художник Василий Кононов-Гредин создал масштабный лэнд-арт-объект «Сад камней» в Березовском карьере Группы Магнезит. Не один десяток лет в карьере добывали магнезит, работы были остановлены год назад. Именно Березовский карьер, находящийся в черте города, заинтересовал художника во время изучения городского пространства. Василий установил на уступах и стенах карьера 250 зеркал из нержавеющей стали — каждое диаметром 120 см – на общей площадью 264 000 кв. м. Зеркала настроены таким образом, чтобы отражать солнечный свет на стены карьера, находящиеся в тени, и на воду, скопившуюся на дне карьера. Искусственность ландшафта, его созерцание через зеркала и преломленный свет создают пространство, подобное японскому саду камней, отсюда – название проекта. На монтаж зеркал ушло около месяца. Поскольку карьер не действующий, откачка грунтовых вод здесь прекращена, и примерно через три года эту огромную каменную чашу затопит, и карьер превратится в озеро, таким образом, природа победит индастриал. Все это естественный процесс и полностью соответствует задумке художника. Его проект дает зрителям уникальную возможность познакомиться с искусством на базе действующего предприятия, конвертируя это взаимодействие в изменение визуального ландшафта, созданного человеком и производством, и объединение промышленного и арт-туризма. Особенно ценно, что этот проект реализован не в мегаполисе на закрытой площадке, а в небольшом городе, где проект гармонично вписался в существующую среду. Здесь местные жители могут по-другому посмотреть на привычные для них объекты индустриального наследия, а приезжающие гости - исследовать взаимодействие индустриальности и современного искусства.

Основные достижения в 2020-2021 годах

Художник Василий Кононов-Гредин создавал свой проект в июне-июле 2021 года. Художник не только придумал его, но и воплощал в жизнь - целиком и полностью участвовал в продакшене и реализации проекта, работая с утра до ночи в течение месяца, без выходных, несмотря ни на погоду, ни на усталость. Василий верил в этот проект, поверили и мы. Теперь Березовский карьер обрел второе дыхание. За 4,5 месяца с момента открытия «Сада камней» в Березовском карьере было проведено 167 групповых экскурсий для более 2 370 посетителей. Экскурсии проводятся гидами для всех желающих, на безвозмездной основе. Максимальное количество 1 группы – 15 человек. С июля по ноябрь 2021 года «Сад камней» посетили гости из Сатки и Саткинского района, Челябинска, Магнитогорска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Тюмени, Норильска и других городов. Для посетителей 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства был разработан туристический арт-маршрут, в который вошла Сатка. Для небольшого уральского индустриального города эти цифры кажутся огромными, но мы уверены, что если бы не было ограничений и сложностей, связанных с пандемией, количество гостей было бы в разы больше.

Интересные факты о проекте/человеке

Березовский карьер - наикрасивейший природный объект индустриального наследия в Саткинском районе. Карьер разрабатывался с 1980 года до конца 2020 года, здесь было добыто более 7 млн. тонн. Бирюзовая вода, незамерзающий водопад, звук падающей воды, величественные каменные уступы, ландшафт, созданный природой и человеком, выглядят впечатляюще и никого не оставят равнодушными. Сейчас Березовский карьер обрел новое назначение и стал арт-объектом индустриального наследия Сатки. Московский художник Василий Кононов-Гредин создал проект, ради которого люди специально приезжают в Сатку, чтобы увидеть «Сад камней» своими глазами. Так, например, было с директором Рижской индустриальной биеннале современного искусства Анастасией Блохиной. — Масштаб и великолепие зеркального «Сада камней» поразили меня, когда прочитала публикации о нём в одной из соцсетей. Сразу поняла, что хочу увидеть его вживую. Вопрос — ехать в Сатку или нет — не стоял, — рассказывает она. – В итоге поняла, что не ошиблась. Проект Василия Кононова-Гредина превзошёл мои самые смелые ожидания. Очень красиво, тонко, невероятно впечатляюще. Поэтому несмотря на то, что мне очень нравится концептуальный замысел, что зеркала со временем уйдут под воду, мне было бы жаль расставаться с такой работой. Полностью текст статьи здесь https://www.magnezitnews.com/single-post/индустриальность-и-искусство-истории-рассказанные-современными-художниками Нам запомнилась пара молодоженов, которые приехали в Березовский карьер на фотосессию из Казани. Ребята расписалась накануне и приехали в Сатку за впечатлениями, которые пронесут через всю жизнь: у них получились уникальные памятные семейные снимки. Для нас это тоже очень личная и памятная история, ведь с каждым новым днем ландшафт карьера меняется, карьер постепенно затапливает вода, и повторить любые, сделанные здесь снимки, уже не возможно. Со временем уйдут под воду все установленные зеркала, поменяется ландфашт, но память и эмоции останутся. Как и у группы юных геологов из Тюмени, которая специально приехала в Сатку на 5-ти дневную конференцию. Это были наши самые молодые гости (карьер находится в промышленной зоне, и в целях безопасности сюда организован доступ только для посетителей 14+). Ребята собирали образцы горных пород для своих коллекций и дальнейшего изучения и были в восторге от увиденного: - Мне показалась интересной идея превращения отработанного карьера в арт-объект. Зеркала, отражают окружающее пространство и кажутся порталами в другой мир. Красиво и фантастично, - сказал юный геолог Павел Соловьев (Тюмень).

Фильм «Полимеры» (компания Сибур)
Номинант премии Russian Creative Awards 2021
Описание проекта/вклад лица в развитие креативных индустрий

Научно-популярный фильм «Полимеры», представленный компанией Сибур, рассказывает о том, как производят полимеры в России, и как они влияют на нашу жизнь, являясь неотъемлемой частью многих окружающих предметов, с которыми люди взаимодействуют каждый день. Участие в создании фильма принимали профессионалы и лидеры нефтехимической отрасли, эксперты, инженеры, научные консультанты. RedSquare Creative Association осуществляло производство совместно с режиссером-постановщиком Никасом Котичем и при поддержке команды Discovery Channel Russia. Особого внимания фильм заслуживает в части освещения не только научно-прикладных, но общественно значимых аспектов полимеров. Сюжет фокусируется на современных технологиях, благодаря которым стали возможны сложнейшие бионические протезы. Внимание также обращается на глобальные экологические проблемы, связанные с культурой обращения с пластиком. В развязке зрители устремляются в недалекое будущее, где роль полимеров сильно возрастет, а картину загрязнения планеты люди наблюдают только в качестве музейной инсталляции. Итогом такой коллаборации стал успешный с точки зрения паблисити проект, который внес свой вклад не только в укрепление позитивного образа Российской Федерации за рубежом, но и оказал содействие в продвижении научных знаний о полимерах среди российской аудитории. К числу ключевых достижений проекта можно отнести: - содействие укреплению позитивного имиджа российской науки, инноваций и технологий за рубежом; - продвижение интересов крупнейшей нефтехимической российской компании; - образование широкого зрителя на актуальную тему полимеров в контексте достижений России в этой области; - содействие в реализации глобальных принципов устойчивого развития, привлечение внимания к экологическим и социальным аспектам полимеров.

Основные достижения в 2020-2021 годах

- Серебряный победитель XI Международного Каннского фестиваля корпоративных медиа и телевидения – Cannes Corporate Media & TV Awards (2020); - Гран-При X Московского Международного Фестиваля Корпоративного Видео (2021); - ТОП-3 VII Всероссийского ежегодного конкурса «Лучшее видеопродакшн-агентство, сертифицированное АКМР» (2021); - Награды международных кинофестивалей документального кино в США, Европе, Азии (2020-2021).

Интересные факты о проекте/человеке

Усиков Денис – креативный продюсер, режиссёр, сценарист. По образованию – специалист в области международных отношений (ФМП МГУ, 2008), специалист в области экономики и менеджмента СМИ (Факультет журналистики МГУ, 2011). В 2003 году принимал участие от молодежной делегации России в заседаниях Совета по правам человека (отделение ООН, Швейцария). С 2008 г. председатель Ассоциации выпускников Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2003-2012 гг. занимался научно-исследовательской деятельностью по изучению международной космической политики в рамках работы над диссертационным исследованием на соискание ученой степени кандидата политических наук (Институт Европы РАН). Участник российских и международных научно-практических конференций по теме освоения космоса, планетарно-космической безопасности. В 2012-2013 гг. читал авторский спецкурс «Введение в космическую политику» для студентов ФМП МГУ, автор аналитической колонки о европейской космической политике в ежеквартальном журнале ИЕ РАН. Профессиональную деятельность начинал в роли диджитал продюсера. В 2008-2009 гг. руководил информационным департаментом в агентстве Integrum, где выполнил ряд информационных проектов для органов государственной власти (Администрация Президента, Совет Федерации, Государственная Дума, ЦИК, Министерства и ведомства, федеральные агентства), а также для крупнейших российских и зарубежных коммерческих компаний (банки, консалтинг, нефтегазовый сектор, энергетика, информационные технологии). В 2009-2012 гг. занимал руководящие должности, являлся управляющим партнером, техническим директором в компаниях по созданию медиа-проектов и консультированию в этой области. В 2013 г. управлял маркетинговым сервисом в сотрудничестве с ведущим диджитал агентством DЕFА, где осуществлял привлечение инвестиций со стороны крупного венчурного фонда (ФРИИ), выстраивание долгосрочных партнерских отношений с ведущими игроками маркетингового рынка (GfK Русь, AC Nielson, OMI), заключение эксклюзивного договора с международной компанией TNS Gallup. В 2012 г. был приглашен в команду по разработке общественно-политического кинопроекта “Мы - Россия” при поддержке Комитета по Культуре ГД РФ, сменив род основной деятельности на креативное продюсирование аудиовизуальных произведений. В 2014 году при содействии Председателя Комитета по культуре ГД РФ С.С. Говорухина принимал участие в проведении переговоров в Японии с режиссером Тосиаки Накадзава на предмет российско-японского сотрудничества по созданию полнометражного художественного фильма о семье Л.Н. Толстого. С 2014 г. руководит деятельностью Творческого объединения «Красная Площадь», предоставляющего услуги кинопроизводства для ведущих российских и зарубежных компаний. За время работы в объединении реализованы творческие проекты, которые получили признание профессионального сообщества и награды международных кинофестивалей.

Мастерская «Кудесы», г.Великий Новгород
Номинант премии Russian Creative Awards 2021
Описание проекта/вклад лица в развитие креативных индустрий

Уникальность, инновационность В наше время, когда рынок украшений заполонили дешёвые побрякушки из Китая, компания "Кудесы" разрабатывает и производит аутентичные подвески, серьги, браслеты по мотивам найденных на раскопках X-XII веков украшений. Более 1000 моделей из медных сплавов и серебра полюбились десяткам тысяч российских девушек. Оказалось, что древние образы это не только музейная ценность, но и вполне современный, оригинальный способ подчеркнуть свою женственность и оригинальность. Вклад в развитие креативных индустрий Деятельность мастерской «Кудесы» лежит на стыке исторических исследований, креативных разработок и современного производства. Основная идея – бережно сохраняя традиции, вдохнуть новую жизнь в «хорошо забытое старое». Разработка эскиза каждого украшения начиналась с исследований исторических материалов на базе Новгородского музея-заповедника. Затем компьютерную модель дорабатывает дизайнер с учётом вопроса «А как это будут носить сегодня». Таким образом, мастерская «Кудесы» показывает собой образец современного научного и бизнес-мышления, базирующегося на исконных русских началах. Почему достоин признания награды «Кудесы» - это производственная компания. Они делают реальные нужные изделия, которые можно потрогать руками и носить каждый день. Сегодня большинство креативных разработок уходит «в цифру», в виртуальность. Всё меньше становится материальных вещей и тем ценнее каждый такой «островок реальности». Тезисно: Это действительно креативно – в разработку каждого украшения вложен труд историков, дизайнеров, мастеров производства и… древних новгородцев Это востребовано – ежемесячно выпускается и продаётся около 5 000 единиц украшений Это лежит в области реального производства: таких в наше время надо поддерживать Это полезно для России. Россияне прикасаются к своей истории и сохраняют идентичность, зарубежные покупатели получают представление о реальном быте Древней Руси (а не пресловутые «матрёшки», «ушанки», «балалайки»).

Основные достижения в 2020-2021 годах

-линейка украшений расширена с 450 до 1013 единиц - начато производство комбинированных изделий (кожа +литьё, плетение + литьё) - начато производство ювелирных украшений из серебра - открыто литьё фигурок (новгородские шахматы, сувенирные рюмки «Рыбачки», ложки)

Интересные факты о проекте/человеке

«Кудесы входят в Ассоциациюю народных художественных промыслов https://nkhp.ru/. И как раз в эти дни в Экспоцентре проходит юбилейная XXX выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ. Зимняя сказка - 2021», где участвует и мастерская «Кудесы». Завтра 19 декабря последний день, когда можно посетить выставку и увидеть вживую украшения от «Кудес». https://nkhp.ru/exhibitions/exhibition/43/ Автором многих работ является член Союза художников России, иллюстратор, график, скульптор Пётр Иванович Болюх.

Номинации Russian
Creative Awards 2021

Продюсер года в сфере
креативных индустрий
Предприимчивый лидер,
добившийся за год лучших
результатов в инициации,
поддержке и развитии
проектов из сферы КИ
Управленец года в сфере
креативных индустрий
Менеджер, показавший
наиболее впечатляющие
результаты в управлении
творческой/креативной
командой, по итогам года
Меценат
года
Человек или организация,
внесшая наиболее весомый
вклад в развитие креативных
индустрий России
Стартап года
/ Прорыв года
Наиболее заметный креативный бизнес-проект, находящийся в начале пути. Номинация является одной из наиболее значимых, в силу ориентира на выявление молодых перспективных творческих предпринимателей
Образовательный
проект в сфере КИ
Эффективная и яркая образовательная программа, направленная на максимальную реализацию молодых людей, обладающих творческим потенциалом
Креаполис
года
Креативный кластер/пространство на территории России, которое внесло наибольший вклад в развитие места: района, города, региона
Новый
культурный код
Самый масштабный и фундаментальный проект года, направленный на формирование самоидентичности российской креативной отрасли
Креативный
регион года
Субъект Российской Федерации, инициативы которого оказались наиболее эффективными и знаковыми для развития креативной экономики
Лучший креативный проект
индустриального сектора
Проект на стыке двух сфер:
индустриальной, сырьевой
и креативной
Коллаборация
года в сфере КИ
Наиболее успешный пример эффективного взаимодействия двух самостоятельных компаний/коллективов в рамках развития креативной отрасли
1 /